Статьи

Легенда повествует о том, что отделение Света от Тьмы произошло раньше, чем был сотворен Человек.

Может быть поэтому с самых первых дней своего существования человек искал ответы на вопрос: что есть «свет»? Судя по всему, однозначный ответ не найден и по сей день. Достаточно взглянуть на созданные человеком источники света, чтобы убедиться, что освещение - лишь одна из их многочисленных функций.

Самыми неутомимыми изобретателями этих новых функций и форм светотехники являются итальянцы. Прихотливый декор древнеримских ламп, придумка Леонардо, снижающая образование копоти, люстры из муранского стекла - вот только три исторических явления, «расшифровывающих» особый статус итальянского дизайна.

Итальянские светильники выделяются сразу - своей внешностью, притягивающей взгляд, всегда неожиданным эффектом при включении, остроумными технологическими решениями.

Лампа ATOLLO (1977, OLUCE) «гения комфорта» Вико Маджистретти вызывает в памяти одновременно мотив и свечи, и настольной лампы с абажуром. Композиция из цилиндра, конуса и полусферы, геометрических первоформ «пространственного супрематизма», при созерцании порождает эффект левитации. Лампы ATOLLO выполняются из дутого опалового муранского стекла в цветовой гамме «день-ночь». Благодаря Маджистретти фирма OLUCE «стала символом высшего аристократического шика в области дизайна света, построенного на поразительной светоносности черно-светлых модуляций».

Всемирно известная фирма FLOS была создана специально под проекты братьев Кастильони и свое 40-летие в 2002 году отметила выпуском нескольких экземпляров торшера ARCO Акилле Кастильони, с которого и началась история фирмы. Каждый проект Акилле Кастильони для FLOS - веха в истории дизайна. Например, PARENTESI (1971) - светильник, впервые продемонстрировавший преодоление статичного положения источника света. Лампа без абажура, свободно перемещающаяся между полом и потолком по стальной нити - в отдельных элементах как будто ничего нового, и в то же время абсолютно новаторское решение, до сих пор воспринимающееся как признак «особо продвинутого» интерьера.

ARTEMIDE - признанный фаворит в области света. С 1959 года не перестает удивлять и восхищать своими «световыми объектами», способными подчеркнуть подчас неуловимые проявления индивидуальности и современного образа жизни. Один из первых проектов в истории фирмы - пластиковая труба длиной до двух метров (в результате соединения нескольких секций) со специальными лампочками внутри. Ставший экспонатом Музея декоративно-прикладного искусства в Монреале и Музея итальянского дизайна в Милане, этот объект Ливио Кастильони до сих пор входит в коллекцию «современная классика», состоящую из 11 осветительных приборов, спроектированных в 1960-е годы и положивших начало всемирной известности не только ARTEMIDE, но и итальянского дизайна в целом.

Пожалуй, нет другой такой фирмы, в деятельности которой так ярко и необычно проявляются все стилевые тенденции, а функция «световых объектов» реализовывалась в таких нетривиальных формах и технологических решениях. Карлотта де Бевильаква придумала светильники YIN и YANG. Первый может передвигаться вместе с вами, менять интенсивность и окраску света в связи с вашим настроением и видом деятельности. Второй превращается, в зависимости от окружения, то в сказочный «магический шар», то в инопланетный корабль, то в загадочный прибор. Технологическая подача и уровень безопасности таковы, что с ним можно общаться как с мягкой игрушкой или любимым предметом-амулетом, постоянно мысленно обращаясь и прикасаясь к нему. YIN и YANG могут быть и напольными и настольными объектами.

Светильники SHOGUN Марио Ботта и в виде настольной лампы (SHOGUN TAVOLO, высота 59,5 см) и в виде торшера (SHOGUN TERRA, высота 197 см) - шедевры в стиле хай-тек. Черно-белый ствол из металла. Поворачивая металлическую перфорированную панель, можно менять состояние света и тени, каждый раз создавая завораживающую атмосферу.

Последние специализированные выставки обнаружили интересную тенденцию: потолочных светильников становится все меньше и меньше, напольных - больше в разы. Пьерлуиджи Николин совершил настоящую революцию в их проектировании. Его светильник IRIDE представляет собой четыре прозрачных тубуса из акрила высотой 124см, в диаметре 13 см, укрепленных вместе с лампами на полукруглом основании диаметром 23 см, которые двигаются подобно неваляшке. Каждый из четырех цилиндров очень напоминает гигантскую лабораторную колбу. Говорят, это тоже одна из самых модных дизайнерских тенденций последнего времени - «нецелевое» использование форм специальных приборов и приспособлений.

ARTEMIDE в числе первых, если не самая первая, показала всему миру гибриды и трансформеры: торшер-настольную лампу и наоборот (NESTORE Карло Форколини, 1989), светильник-прищепку (EVRYWHERE Ора-Ито, 2003), светильник-часы (TIME & SPACE Карима Рашида, 2003). Думаете, подобные объекты - дань головокружительному техницизму и моде? Как бы не так, скорее, это - воплощение философии фирмы об «осязаемом комфорте». А истоки ее можно найти в эстетике неоплатоников эпохи Возрождения, запечатленной в словах Микеланджело:

Не видеть не могу за всем, что зримо,
Отныне без тоски твой вечный свет.
(Перевод А.М. Эфроса)

Светильник-проектор, казалось бы, из «той же оперы». Но, как раз, «шутка» Дэниса Сантакьяры (NOTTURNO ITALIANO для MODULAR) - «плоть от плоти» сегодняшней жизни. Уверена, этот светильник очень понравился бы всем известному писателю-постмодернисту Харуки Мураками, автору романа «Охота на овец».

NOTTURNO Сантакьяры в нерабочем состоянии - технический объект, в рабочем состоянии - почти световая инсталляция. И в этой области итальянцы «задают тон», например, Якопо Фоджини считается одним из самых востребованных оформителей световых шоу последних лет.

Несправедливо было бы обойти молчанием светильники классического стиля. Для Италии, родины муранского стекла и венецианских зеркал, многовековое наследие и секреты производства - не темы научных трудов, а руководство к действию. Помпезные, пышно декорированные люстры и светильники - не «итальянский стиль». На вопрос «что такое классика по-итальянски» почти у каждой фирмы есть свой ответ. Все коллекции фирмы BAGA разрабатывает известный европейский декоратор Патриция Гарганти. Светильники создаются на основе флорентийских мотивов вручную с использованием золотой и серебряной фольги, муранского стекла, натурального шелка, керамики.

Свет, ставший архитектурой (светильники «архитектурного стиля»). Свет, «выпускающий» на поверхность зеркала стаю ослепительно белых голубей (подсветка зеркала). Свет, преобразующий пространство (эффекты рассеянного и отраженного освещения). Свет, превращающийся в музыку. Свет, «спускающийся» с кончиков пальцев (сенсорное включение). Человек очень хочет понять: что есть свет?